об увлечении
выставка
 

Выставка "Дебют четвертого поколения"

«Дебют четвертого поколения» — небольшая персональная выставка, состоявшейся на кафедре «Системы обработки информации и управления» в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана в феврале 2002 г.

В выставке были представлены: более 20 художественных работ, выполненных в технике акварели, гуаши, пастели, карандаша; флористические композиции из сухих трав и цветов; работы по компьютерной графике, созданные с помощью графических редакторов.

От автора

«Дебют четвертого поколения» — альбом моих первых работ в области изобразительного искусства, приуроченный к небольшой персональной выставке, состоявшейся на кафедре «Системы обработки информации и управления» в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана, с которым связали свою судьбу уже четыре поколения моего рода.

В альбоме три раздела: «Живопись и рисунок», «Флористика» и «Компьютерная графика». Каждый раздел, предваряемый небольшим вступлением, содержит иллюстрации или фотографии работ.

В первом и самом большом разделе представлены репродукции картин в технике акварели, гуаши, пастели, а также двух карандашных рисунков.

Раздел «Флористика» содержит фотографии почти всех композиций из сухих цветов, которые были включены в экспозицию выставки.

Последний раздел — «Компьютерная графика» объединяет работы, созданные с помощью современных графических редакторов:

  • шрифты, элементы художественного оформления (орнаменты, экслибрис, иллюстрации, фронтисписы, форзацы) и презентационные материалы (плакат и буклет) шеститомного печатного переиздания Словаря Академии Российской 1789–1794 гг.;
  • макеты обложек и экслибрис печатного издания серии книг «Компьютерная лингвистика»;
  • пользовательский интерфейс электронного приложения к журналу «Мир звезд», выпуск № 4/2002;
  • обложка буклета семиографического проекта переиздания «Круга церковнаго древняго знаменного пения в шести частях 1884–1885 гг.»

Живопись и рисунок

В этот раздел я включила работы, различные по стилю, жанру и типам используемых материалов. Большая часть работ – это живопись. Среди представленных работ есть картины, написанные акварелью, гуашью, пастелью и карандашом (рисунки). В большинстве живописных работ используется комбинации двух материалов, акварель и гуашь (белила): «А дубы колдуны», «Красный натюрморт», «Волга», «Сосна», «Дача, пейзаж с полем» «Ночной Тбилиси», «Отражение в воде». Некоторые живописные работы написаны чистой гуашевой («Селигер, Полновский плес», «Измайлово, пруд») или акварельной техникой («Березовая аллея»).

Другая часть – это работы, выполненные пастелью. Находясь на стыке между живописью и рисунком, пастель объединяет в себе характерные черты этих двух фундаментальных направлений изобразительного искусства. Для выставки отобраны пастели: «Восточный натюр­морт», «Селигер, тростниковая заводь», «Кавказ, порог пушка», «Тосканский домик», «Цветы», «Маки», «Селигер, деревня Новый Скребель», они же входят в альбом.

Рисунок представлен всего двумя работами: «Геометрический натюрморт» и «Фантастический город», принципиально отличающимися по характеру и стилю. «Геометрический натюрморт», как следует из названия, – это классический рисунок с натуры. «Фантастический город» это творческая работа, которая не имела конкретного прообраза, и в ней наряду с классическим построением присутствуют и различные декоративные, орнаментные элементы. Но именно эта работа, как мне кажется, раскрывает большие возможности рисунка.

Изобразительное искусство достаточно трудно для самостоятельного освоения. Практически всеми своими знаниями в этой области я обязана своей учительнице Крапивиной Татьяне Валентиновне. По совету своих друзей в ноябре 2000 года я пошла в художественную студию Крапивиных, и таким образом реализовалась моя мечта заниматься живописью. Обучение в студии осуществляется по специальной методике, которая красиво называется «вьющаяся линия». Эта методика позволяет обучать людей любого возраста и формирует художественное мышление.

Могу сказать, что в жизни мне повезло, и я смогла, несмотря на юный возраст, побывать во многих местах нашей необъятной родины, бесконечная красота и неповторимость которых служат для меня источником вдохновения. Благодаря моим родителям, которые каждое лето с раннего детства брали меня в походы и поездки, я полюбила путешествовать и открывать для себя новые места. Позже, в школе и в институте, я нашла друзей, разделяющих мое увлечение. Все это позволило мне увидеть многое.

Путешествуя, я всегда стараюсь оставить в памяти частичку того места, куда меня занесла судьба. Наверное, поэтому, важной частью представленных в альбоме работ являются этюды. Этюд, с одной стороны, самый простой и в тоже время трудный вид живописи. В этюде стремишься передать настроение, впечатление от природы. Но как передать порыв ветра или запах трав? Как передать мгновение, миг? Это необычайно трудно… Поэтому далеко не всегда этюды получаются удачно.

Мой первый этюд – «Подмосковный пейзаж». Эта работа была написана неподалеку от дачи моей бабушки в начале июня 2001 года. С этим местом связано мое детство. Будучи еще совсем ребенком, я любила ездить в поле на велосипеде. Я садилась на него и, разогнавшись до предела, отпускала руки с руля, раскрыв их навстречу ветру. И, что удивительно, я никогда не падала. Наверное, если не боишься упасть, то никогда не упадешь.

Памятен для меня этюд «Волга». Он был написан на берегу реки Волги в районе поселка «Синенькие» Саратовской области, где я отдыхала со своими родителями в августе 2001 года. Песчаные холмы, покрытые сухой травой, ивы, растущие по берегам, бескрайние водные просторы Волги запечатлены на этой картине. Мне кажется, она как будто наполнена светом. Тысячами отблесков отражается солнце от каж­дой песчинки на берегу, от каждого листика дерева, от каждой капельки воды. Словно мир соткан из ярких красок дня.

Достаточно много работ принесла мне поездка на Селигер в июле 2002 года. В альбом включены три работы, связанные с этим местом: «Селигер, деревня Новый Скребель», «Селигер, тростниковая заводь» и «Селигер, Полновский плес». Первая – это вид из окна комнаты, где я жила. Две другие – вид на озеро с пляжа, неподалеку от деревни.

Один из самых любимых этюдов, написанных мной, – это «Кавказ, порог Пушка». Весной 2002 года на майские праздники я со своими друзьями была на Кавказе в водном походе Зеленчук-Кубань. Пугающая красота этого края надолго запомнилась мне. Снежные вершины гор и своенравие бурных рек еще долго снились мне по ночам. Но все проходит, забываются переживания, трудности, все те эмоции, что были тогда…

Флористика

Увлечение флористикой возникло у меня уже давно, около 6 лет назад. Мне нравилось, во время отдыха загородом, гуляя осенью по полям и лугам, собирать колосья пшеницы, овсяницы, мятлика и других полевых трав. Тогда я увлекалась различными поделками из глины и использовала в них сухие травы. Постепенно мое увлечение переросло в нечто большее. Я стала покупать книги, посвященные флористике, которые открыли передо мной удивительный мир сухих трав и цветов. Один из недостатков этого искусства – недолговечность. Цветы – очень нежные растения при жизни, а после высыхания они становятся совсем хрупкими. Под воздействием солнечного света они теряют свои яркие краски. Несмотря на все современные технологии, сохранение цветочных композиций более чем на 2-3 года невозможно, поэтому подавляющее большинство сделанных мною композиций из сухих цветов не сохранились.

К сожалению не все цветы годятся для составления сухих композиций, так как большая их часть в процессе засушивания теряет свою красоту. Правда, существуют специальные цветы «сухоцветы», которые благодаря своим качествам пригодны для сушки. Очень много таких цветов продается в специализированных магазинах, но я практически никогда не покупала их в готовом виде. Здесь я хочу сказать большое спасибо моей бабушке, Валентине Ивановне Черкасовой, которая выращивает сухоцветы на даче в Подмосковье. Почти во всех представленных на выставке композициях используются Бессмертники (Helochrysum), Статице (Limonium sinua­tum), Аммобиум крупноцветный (Ammobium alatum glandiflo­rum), Целозия (Closia).

Большая часть материалов – это цветы и травы, собранные мной в разных местах. Например, композиция «Лебедь»: Сине-фиолетовые цветы борца–аконита из Подмосковья; розовые бубенчики вереска я привезла с Кольского полуострова; ажурные веточки белого мха я собрала в Тверской области в районе озера Долгое; а зеленые шишечки дикого хмеля росли в горах Крыма в районе поселка Партенит.

Цветы столь многообразны по форме, цвету и фактуре, что изобразительные возможности флористики почти безграничны и композиции из сухих цветов тоже могут иметь самые разные формы: букеты, венки, гирлянды, панно, поэтому многие работы, представленные в альбоме, разительно отличаются друг от друга. Одна из последних моих работ — композиция «Времена года: Весна, Лето, Осень». Сама тема этой работы не нова, но форма настенного панно используется мной впервые. Любопытно, что прообразом этой работы была вышивка цветущего дерева, однажды увиденная мною.

Некоторые работы, представленные в альбоме, можно, несомненно, назвать миниатюрами («Изящность», «Гармония контрастов»). Небольшие композиции из сухих цветов, как мне кажется, очень трогательны. Они не заметны в интерьере, но всегда придают уют в доме. Такую работу приятно поставить на письменный стол или подарить близкому человеку. Может поэтому именно миниатюрные композиции – мои любимые.

Компьютерная графика

Представленные в этом разделе работы выполнены с помощью графических редакторов на компьютере, отсюда и название раздела.

 

Словарь Академии Российской 1789–1794 гг. является уникальным памятником русской исторической лексикографии. Он, говоря словами Н.М. Карам­зина, оказался важнейшим творением для русского языка, ознаменовал начало бытия Академии российской и принадлежит к числу тех феноменов, коими Россия в то время удивила внимательных иноземцев. Словарь был создан усилиями членов Академии Российской, под руководством княгини Екатериной Романовной Дашковой.

Проект переиздания Словаря Академии Российской 1789–1794 гг. в начале наступившего века, предпринятый Московским гуманитарным институтом им. Е.Р. Дашковой, — это печатное издание факсимильного типа, с максимально возможной полиграфической точностью воспроизводящее подлинник.

Для переиздания был разработан шрифт Andrew Dashkova, являющийся первой компьютерной реализацией так называемой «Елизаветинской гарнитуры». Он содержит три начертания: прямое, курсивное и полужирное. Мною разработано прямое начертание.

Каждая буквенная часть в Словаре Академии Российской выделяется орнаментными разделителями-полосками. Орнаменты используются также и в оформлении его обложки. Общее количество различных вариантов орнаментов более десяти.

В оформлении переиздания Словаря (на корешке обложки и на авантитуле), используется экслибрис САР — «вензелевое имя» аббревиатуры названия Словаря.

Создание шрифта и орнаментов осуществлялось по технологии, содержащей следующие этапы: сканирование оригинального изображения, обработка его с помощью графического редактора, формирование векторного образа с использованием программы Fontographer 4.1 или Illustrator 8.0, распечатка полученного изображения на принтере для сравнения его с исходным, внесение правки. Технология разработки экслибриса практически полностью повторяет технологию разработки шрифта, за исключением первых двух этапов. При разработке экслибриса вначале был нарисован на бумаге его эскиз, а потом уже сформирован векторный образ.

Каждый вышедший из печати том переиздания Словаря содержит: два разных дуплексных изображения на форзацах — книжные (альбомные) иллюстрации картин с видами Москвы и Санкт-Петербурга, написанных в конце XVIII века; полноцветный фронтиспис — репродукцию живописного портрета Е.Р. Дашковой, две черно-белые фотографии авторов приветствий — современных видных деятелей государства и науки, воспроизведение нескольких гравюрных портретов членов Академии Российской — создателей Словаря, награжденных золотой медалью «Российскому слову отличную службу принесшему», а также фотографии обеих сторон самой медали. Все изображения являются компьютерными копиями, полученными путем сканирования фотографий или книжных иллюстраций. Эти изображения использовались для создания презентационных материалов Словаря — плаката, буклета и настенного календаря.

Серия книг «Компьютерная лингвистика»

Одной из работ этого раздела является дизайн обложек серии книг «Компьютерная лингвистика» (КЛ). Ключевые моменты дизайна – это идейное решение, композиция, разработка художественных образов и используемые для этого методы, цветовое и шрифтовое решения, а также разработка логотипа.

В серию КЛ входит несколько книг. Фактически их можно разделить на две группы. Первая группа книг посвящена исследованиям языка в области информационных технологий, вторая – истории языка. Из уже вышедших книг «Электронный Указатель Источников» относится ко второй группе, остальные – «Метафоры…», «Ассоциации…» и «Семантика Информационных Технологий» – к первой. Оформление первой группы книг подчинено идее соединения противоположных понятий — человек и компьютер. Именно эта идея объединяет исследования, описанные в этих книгах.

Основополагающим принципом композиции обложки является принцип асимметрии. Вертикальная черта делит лист на две части в отношении 56:89 на 0,629. Интересно, что это почти соответствует пропорции золотого сечения 5:8. Акцент сделан на правой (большей) части листа, где и располагаются основные изобразительные элементы композиции – надписи с названием книги, серии и так называемая иконка. Наибольшую смысловую нагрузку несет именно иконка, поэтому это самый крупный элемент композиции, который сразу привлекает внимание. Именно она, представляя собой отдельный художественный образ, наиболее точно передает основную идею. Так, например, на обложке книги «Метафоры…» изображен мозг человека с встроенными в него компьютерными платами.

В основу логотипа серии «Компьютерная лингвистика» была положена аббревиатура «КЛ».

Для разработки обложек к книгам серии КЛ был использован Adobe Photoshop 5.0. Для верстки и разработки логотипа – Illustrator 8.0.

Интерфейс электронного приложения к журналу «Мир звезд»

Последней работой, представленной в этом разделе, является разработка интерфейса к мультимедийному приложению журнала «Мир звезд». Фактически участием в этом проекте я обязана своему брату Андрею Филипповичу, который вел работы по созданию этого приложения. Сроки этого проекта были невелики и составляли всего две недели. Сбор материалов и разработка концепции заняли целую неделю, но предложенные варианты оформления не удовлетворяли требованиям заказчика. Мне было предложено разработать интерфейс к этому мультимедийному приложению.

Проект «Туннель в мир звезд», мультимедийное приложение–игра содержит рассказ о звездах современной поп-музыки. Первый диск проекта посвящен Ирине Аллегровой. В альбоме представлены основные формы этого мультимедийного приложения, элементы интерфейса и некоторые исходные данные.

 

 

 

   

CLAIM - научно-образовательный кластер it-claim.ru
Все вопросы и комментарии вы можете отправлять по адресу: anna@it-claim.ru