CLAIM – научно-образовательный кластер

Библиотека

В Библиотеке содержатся аннотации печатных изданий, электронные версии книг и статей ведущих сайта, наших коллег и студентов, а также тематические подборки литературы в области искусственного интеллекта, компьютерной лингвистики, мультимедиа-технологий и смежных направлений. Дополнительные публикации представлены на страницах проектов и персоналий участников НОК CLAIM.

 

Научные монографии
Книги серии "Компьютерная лингвистика"

Электронные книги серии "Компьютерная лингвистика"

В книгах серии “Компьютерная лингвистика” представлены исследования и разработки информационно-программных систем Юрия Николаевича Филипповича и его коллег, проводимые в Московском государственном техническом университете им.Н.Э.Баумана и Московском государственном университете печати в областях знаний современного языка и его истории. Практически все исследования и разработки проводились “солидарно” с работами ученых РАН из Института русского языка им.В.В.Виноградова и Института языкознания, а также Российской государственной библиотеки.

 

Ю.Н. Караулов, Ю.Н. Филиппович. Лингвокультурное сознание русской языковой личности. Моделирование состояния и функционирования

Ю.Н. Караулов, Ю.Н. Филиппович. Лингвокультурное сознание русской языковой личности. Моделирование состояния и функционирования.– М., 2009: Издательский центр «Азбуковник». – 336 c.

Монография относится к области когнитивной и компьютерной лингвистики и содержит разработку теоретических основ устройства и функционирования лингвокультурного сознания, структура и состав которого призваны моделировать языковую картину мира в повседневно-обыденной речемыслительной деятельности носителя русского языка-культуры.

В книге излагаются принципы построения и функционирования когнайзера – модели лингвокульрурного сознания, а также описание информационной технологии обработки данных эксперимента и получения фрагмента образа мира.

Использованный в монографии материал составляют две сетевые конструкции, организованные по принципу от знака к смыслу и от смысла к знаку. База знаний лингвокультурного когнайзера русского языка, сформированная в ходе экспериментов и обработки их результатов, составляет семь тысяч когнем (единиц знания) и охватывает более ста референтных областей.

Книга адресована специалистам, работающим в области теории языка, психолингвистики, лингвокультурологии, а также русистики в широком смысле этого термина.

 

Филиппович А.Ю. Интеграция систем ситуационного, имитационного и экспертного моделирования

Книга посвящена вопросам теоретической и практической интеграции экспертных систем, систем имитационного моделирования и ситуационных систем. Разработанные модели и методы могут быть использованы в полиграфии и других предметных областях для создания комплексной системы моделирования ситуационных центров.

Книга ориентирована на специалистов в области ситуационного управления, теории моделирования, систем искусственного интеллекта и автоматизированных полиграфических систем, а также аспирантов и студентов, обучающихся по данным направлениям.

Филиппович А.Ю., Коршунов С.В.   Внедрение официальных академических учебных пособий Microsoft в ИТ-программы технических вузов. - М.: ЭКОМ, 2008. — 212 с.

В монографии представлены ключевые результаты выполнения совместного проекта Учебно-методического объединения вузов по университетскому политехническому образованию и Майкрософт «Внедрение официальных учебно-методических ресурсов Microsoft (MOAC) в учебный процесс ИТ-специальностей высшего профессионального образования».

Книга является научно-методическим изданием, содержит новые теоретические подходы в области компетентностного подхода и конкретные практические рекомендации по интеграции систем авторизованного обучения и традиционного академического образования на базе учебно-методической базы. Подробно рассматриваются вопросы разработки и апробации методики оценки качества авторизованных учебных пособий для возможности использования в вузовской среде.

Philippovich A., Korshunov S., Volpian N. Integrating Microsoft official academic courses into Russian technical universities’ IT curriculums // Special edition - prepared for European E-skills Conference 2008 and Russia-China conference “Innovation in Engineering Education - 2008”. - Moscow, 2008. — 77 p.

Филиппович А.Ю. Кредитные системы в образовании: аспект автоматизации

Книга содержит аналитический обзор национальных и международных кредитных систем образования (систем зачетных единиц). Подробно описана Europe Credit Transfer System (ECTS). Приведены методики расчета кредитов Российских вузов. Кредитные системы рассматриваются как инструмент управления учебным процессом. Анализируются прототипы кредитных систем. Приводятся примеры кредитования учебных планов и конкретных дисциплин.

Рассматриваются основные направления в области автоматизации образовательных процессов на базе кредитных систем: создание специализированных систем хранения информации о бизнес-процессах; разработка инструментария кредитования; интеграция специализированных модулей в существующие ERP -системы (АСУ Вузов) для планирования расписания, кадрового менеджмента, платы за обучение, выплат по зарплате; создание информационно-аналитических систем и ситуационных центров управления кредитной системой.

Книга предназначена для преподавателей и научных работников высшей школы, а также аспирантов и студентов, обучающихся по специальностям IT-технологий.

Словарные издания

Электронный славянский ассоциативный словарь: русский, белорусский, болгарский, украинский / Н.В.Уфимцева, Г.А. Черкасова, Ю.Н. Караулов, Е.Ф. Тарасов.

Славянский ассоциативный словарь продолжает серию публикаций, начатую Русским ассоциативным словарем. Он построен на 112 взаимно эквивалентных стимулах по результатам массового эксперимента, проведенного в 1998–1999 гг. методом письменного анкетирования на родном языке испытуемых, с носителями белорусского, болгарского, русского и украинского языков.

Славянский ассоциативный словарь состоит из двух частей — Прямого и Обратного словарей — и дает картину сочетаемости слов в живой речи естественно-говорящих. В нем можно найти типичные и наиболее частотные словосочетания, а также особенности наивной картины мира четырех славянских народов и черты их национального характера. Словарь дает возможность проникать в социально-историческую память и сознание носителей четырех славянских языков, увидеть их реальные сходства и различия.

Славянский ассоциативный словарь вводит в научный оборот принципиально новый объект лингвистического, психолингвистического, этно- и социопсихологического анализа, который позволяет по-новому посмотреть на различия и сходства в образах мира славян и на проблему славянской общности.

Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т. I. От стимула к рекции: Ок. 7000 стимулов / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. М.: АСТ–Астрель, 2002. 784 с.
Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т. II. От стимула к рекции: Более 100 000 реакций / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. М.: АСТ–Астрель, 2002. 992 с.

Словарь создан по результатам массового эксперимента, суть которого состояла в следующем: авторы включили в анкеты слова-стимулы и предложили испытуемым (11 тыс. студентов 1–3-х курсов) записать рядом с каждым стимулом порожденную им ассоциативную реакцию. Полученные материалы легли в основу словаря. Он состоит из двух томов: I – «От стимула к реакции», II – «От реакции к стимулу». Словарная статья тома I включает заголовочное слово-стимул, за которым идут слова-реакции, расположенные по мере убывания частоты употребления. В томе II заголовком становится реакция, а за ней идет список породивших ее стимулов.
Словарь не имеет аналогов в отечественной лексикографии. Отображает живое словоупотребление, стихийный литературно-разговорный язык и в конечном итоге - речемыслительный портрет нашего современника.

Санчес Пуиг М., Караулов Ю.Н., Черкасова Г.А. Ассоциативные нормы испанского и русского языков. Москва-Мадрид, 2001. 496 с.
Русский ассоциативный словарь. Книга 1. Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть I / Ю.Н.Караулов, Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов, Н.В.Уфимцева, Г.А.Черкасова. М.: «Помовский и партнеры», 1994. 224 с.
Русский ассоциативный словарь. Книга 2. Обратный словарь: от реакции к стимулу. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть I / Ю.Н.Караулов, Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов, Н.В.Уфимцева, Г.А.Черкасова. М.: «ИРЯ РАН», 1994. 358 с.
Русский ассоциативный словарь. Книга 3. Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть II / Ю.Н.Караулов, Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов, Н.В.Уфимцева, Г.А.Черкасова. М.: «ИРЯ РАН», 1996. 212 с.
Русский ассоциативный словарь. Книга 4. Обратный словарь: от реакции к стимулу. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть II / Ю.Н.Караулов, Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов, Н.В.Уфимцева, Г.А.Черкасова. М.: «ИРЯ РАН», 1996. 324 с.
Русский ассоциативный словарь. Книга 5. Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть III / Ю.Н.Караулов, Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов, Н.В.Уфимцева, Г.А.Черкасова. М.: «ИРЯ РАН», 1998. 204 с.
Русский ассоциативный словарь. Книга 6. Обратный словарь: от реакции к стимулу. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть III / Ю.Н.Караулов, Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов, Н.В.Уфимцева, Г.А.Черкасова. М.: «ИРЯ РАН», 1998. 324 с.

Словарь Академии Российской 1789-1794. Т.1. М.: МГИ им. Е.Р.Дашковой, 2001, - 688 с.

...

Филиппович Ю.Н., Чернышева М.И., Филиппович А.Ю. Справочный том словаря Русского языка XI-XVII вв. 3 часть. Обратный словник, М.: Наука, 2001– c.393–813.

Справочный выпуск Словаря русского языка XI-XVII веков состоит из трех частей: часть I - История картотеки. Авторский состав - раскрывает источниковедческую базу Древнерусской рукописной картотеки и Словаря в трудах их создателей; часть II - Указатель источников (новая версия) - на сегодняшний день является наиболее полным библиографическим описанием древнерусских памятников; часть III - Словник (обратный) - наглядно демонстрирует лексическое богатство, содержащееся в 25-ти выпусках Словаря (около 80 тысяч слов).

КОНКОРДАНС СЛОВАРЯ РУССКОГО ЯЗЫКА XI–XVII вв.

Пробный выпуск.

 

 

 

 


Учебно-методические издания

Рекомендации по встраиванию сертифицированных учебных курсов фирмы "1С" в образовательные программы вузов. 2-е издание // под ред. А.Ю. Филипповича. – М.: ООО "1С-Паблишинг", 2014. – 157 с.

В издании представлены организационные и учебно-методические рекомендации по использованию сертифицированных курсов фирмы «1С» в образовательных программах вузов по ИТ-направлениям с учетом требований ФГОС и профессиональных стандартов. Книга ориентирована на преподавателей ИТ-дисциплин, методистов и других сотрудников образовательных организаций высшего образования.

Помимо нормативных изменений вторая версия издания была существенно расширена содержательно – в нее включена в полном объеме Типовая образовательная программа (ТОП-программа) «Разработчик 1С», которая представляет собой комплект учебно-методической документации, построенной на базе сертификационных курсов «1С», адаптированной под академическую среду с учетом требований ФГОС и рекомендаций ПС.

Структурно ТОП-программа по аналогии с основной образовательной программой содержит общую характеристику образовательного модуля, учебный план и четыре примерных программы дисциплины: «Основы программирования и конфигурирования…», «Комплексная автоматизация…», «Управление данными…» и «Обмен данными..» …в корпоративных информационных системах (КИС). Трудоемкость изучения ТОП-программы составляет от 3 до 10 зачетных единиц в зависимости от количества дисциплин, и готовит студентов к индустриальной сертификации 1С:Профессионал и 1С:Специалист.

Ю.Н. Караулов, Ю.Н. Филиппович. Лингвокультурное сознание русской языковой личности. Моделирование состояния и функционирования

Филиппович Ю.Н. Лингвистическое обеспечение информационных систем. Часть 1. Компьютерная лингвистика. Начало (посл.четв.ХХ в.). — М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2013. — 452 с.

В трех основных главах учебного пособия рассмотрены следующие вопросы: место компьютерной лингвистики в науке, методы исследования естественно-языковых ресурсов — частотный анализ, дистрибутивно-статистический, компонентный и частотно-семантически методы; программное средство анализа текстов Интерлекс 2.0. В четвертой главе «Библиотека…» для 31 источников приведены: аннотации, оглавления и краткие сведения из предисловий авторов, редакторов и переводчиков.

В пятой главе «Практикум» приведены две лабораторные работы, домашнее задание и методические рекомендации по самостоятельному освоению материала пособия. В приложении к пособию представлены примерная программа дисциплины «Компьютерная лингвистика», модель компетенций, тестовая система.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений осваивающих образовательные программы бакалавров и магистров по направлениям: 230100 — Информатика и вычислительная техника и 230400 — Информационные технологии и системы

Рекомендации по встраиванию сертифицированных учебных курсов фирмы "1С" в образовательные программы вузов // под ред. А.Ю. Филипповича. – М.: ООО "1С-Паблишинг", 2013. – 76 с.

В издании представлены рекомендации по включению в процесс подготовки бакалавров, специалистов и магистров по ИТ-направлениям практико-ориентированных образовательных модулей, основанных на сертифицированных учебных курсах фирмы «1С» для обучения разработчиков, администраторов и специалистов по внедрению и сопровождению корпоративных информационных систем.

Рекомендации содержат перечень развиваемых в курсах «1С» компетенций, их соответствие требованиям профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в области информационных технологий, а также советы по расчету трудоемкости и выбору названий учебных дисциплин.

Включение рекомендуемых образовательных модулей способствует развитию компетенций ФГОС и готовит студентов к получению престижных и одних из самых затребованных сертификаций «1С:Профессионал» и «1С:Специалист».

Издание адресовано методистам, преподавателям ИКТ-дисциплин, представителям работодателей, руководителям учебных заведений, государственным органам исполнительной власти и общественным организациям, осуществляющим аккредитацию и контроль качества в сфере образования.

Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов по университетскому политехническому образованию для разработчиков образовательных стандартов и программ в сфере ИКТ. Одобрено на заседании Президиума Координационного совета УМО и НМС высшей школы 2 марта 2013 г.

Филиппович А.Ю., Овсянников С.В. Типовая образовательная программа «Основы информационно-коммуникационных технологий и сетевое администрирование». - М.: МАК ИКТ, 2012. — 117 с.

В издании представлены нормативные документы рекомендательного характера, предназначенные для разработки бакалаврских и магистерских программ с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), профессиональных стандартов и требований работодателей к отраслевой сертификации в области информационных технологий.

Типовая образовательная программа содержит образовательные модули для встраивания в основные образовательные программы ИТ-направлений ВПО, примерный учебный план, программы дисциплин "Основы аппаратного и программного обеспечение персональных компьютеров", "Основы сетевых технологий", "Проектирование и техническое сопровождение компьютерных сетей".

ТОП-программа способствует развитию компетенций ФГОС, готовит к получению вендоронезависимых сертификаций CompTIA A+, CompTIA Network+, EUCIP Core, EUCIP IT Administrator, профессиональных сертификаций Cisco: Cетевой техник начального уровня (CCENT) и Cпециалист по компьютерным сетям (CCNA).

Представленные разработки выполнены в рамках проекта «Открытая система интеграции образовательных ресурсов ИТ-компаний в учебные программы вузов», инициированного Мультивендорным и академическим консорциумом в области ИКТ и Cisco в рамках совместной комиссии Российского союза ректоров и Ассоциации производителей компьютерных и информационных технологий.

Издание адресовано методистам, преподавателям учебных дисциплин в сфере ИКТ и сетевых технологий, представителям работодателей, руководителям учебных заведений, государственным органам исполнительной власти и общественным организациям, осуществляющим аккредитацию и контроль качества в сфере образования.

Филиппович А.Ю., Коршунов С. В., Дербенев Е.В., Филиппович Ю.Н. Проектирование основных и дополнительных образовательных программ в сфере ИКТ // Под ред. А.Ю. Филипповича. – М.: Лаборатория проблем технического образования МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 134 с.

Учебно-методическое пособие содержит материалы нормативных документов в сфере дополнительного профессионального образования, где особое внимание уделяется возможности реализации профессиональных компетенций работодателей в рамках дополнительных квалификаций, получаемых после или во время освоения основных образова-тельных программ.

Описаны нормативные документы, используемые при разработке профессиональных стандартов и квалификационных требований: Национальная рамка квалификаций РФ, справочники ОКСО, ЕСК, ЕТКС, ОКЗ, а также структура, макет и примеры профессио-нальных стандартов в области ИТ. Дополнительно представлены ключевые положения и рекомендации стандарта People CMM.

Для разработчиков учебно-методических комплексов по дисциплине представлены правила и рекомендации по грифованию учебной литературы, рекомендации и пример составления модели компетенции УМКД.

Пособие предназначено для преподавателей ИКТ-дисциплин, методистов, предста-вителей вендоров и работодателей, участвующих в разработке основных и дополнительных образовательных программ на базе стандартов нового поколения (ФГОС и ФГТ).

Филиппович Анна . Разработка шрифтовых элементов: курс практических занятий. – М., изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 127 с.

В состав курса практических занятий входит описание теоретического материала – основ создания шрифтов и шрифтовых элементов – основных понятий, истории развития шрифтов, основ работы в программе-конструкторе шрифтов Fontographer; классификации, характеристик, технологии и программных средств создания шрифтов; основ создания факсимильных шрифтовых элементов: особенностей и технологий, оценки качества шрифта, особенностей использования сканированных изображений, недостатков качества контуров при использовании функции автоматической обводки; описания форматов, кодировки шрифтов, управления растеризацией символов, методов разметки, особенностей создания вензелей, экслибрисов, логотипов.

Курс практических занятий включает в себя описание заданий по разработке орнаментных элементов, различных начертаний шрифтовых символов, декоративных и факсимильных шрифтовых знаков, личного вензеля, сложного портретного экслибриса в программе-конструкторе шрифтов и выполнению графемного анализа текстового логотипа.

Филиппович Ю.Н. Информационные технологии. – М.: НПП "Фрегат", 1997.

Книга представляет собой собрание учебно-методических материалов, лежащих в основе курсов лекций "Основы отраслевых технологий", "Автоматизированные информационные технологии в экономике", "Информационные технологии управления" для студентов специальности "Бухучет и аудит" и "Менеджмент" Института инфраструктуры предпринимательства.

В книге приведены материалы, рассматривающие методологические вопросы создания и эксплуатации АСУ и инструментальные информационные технологии, лежащие в их основе. В числе методологических вопросов рассмотрены: основные принципы, понятия и определения АСУ; основы деятелыюстного подхода к проектированию информационных технологий; архитектура персональных информационных систем, методы формализации знаний, интерфейс взаимодействия, математические методы и модели АСУ Рассмотрены технологии: программирования, обработки текстовых и графических данных, баз данных, информационного поиска, поддержки принятия решений и экспертизы.

Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ. В 7 кн. Кн.2. Языковые средства диалога человека с ЭВМ. Практическое пособие / Филиппович Ю.Н., Родионов Е.В., Черкасова Г.А. Под ред. Четверикова В.Н. М.: Высш. шк., 1990. 159 с.

Книга посвящена проблемам общения человека-пользователя АСУ с интеллектуальными системами, на основе которых строятся современные информационные технологии. Рассмотрены проблемы общения с ЭВМ на формальных и естественном языках, а также средства поддержки этих языков, среди которых: языковые процессоры, базы профессиональных лингвистических знаний о языке общения и такие их компоненты, как словари и тезаурусы. Приведен пример практической системы общения человека с ЭВМ на русском языке.

Организация Взаимодействия человека с техническими средствами АСУ. В 7 кн. Кн.6. Персональные автоматизированные информационные системы и дисплейные комплексы. Практическое пособие / Л.А.Соломонов, Ю.Н.Филиппович, В.Л.Шульгин; Под ред. В.Н.Четверикова. - М.: Высш.шк., 1990. - 143 с.

В книге рассмотрены принципы построения персональных информационных систем, персональных ЭВМ, автоматизированные персональные места, их программное обеспечение, а также конкретные системы различного назначения.

Задачи и упражнения по программированию: в 5-ти кн.: Практ.пособие / Под ред. А.Я.Савельева. Кн.1. Машиностроение, приборостроение и связь / Э.Н.Самохвалов, Ю.Н.Филиппович, Г.И.Ревунков. - 2-е изд., доп.- М.: Высш.шк., 1989. - 96 с.

Книга содержит материалы для практического изучения приемов разработки алгоритмов типовых задач по программированию на языке БЕЙСИК алгоритмов различных структур.

Второе издание (1-е - в 1986 г. "Сборник задач и упражнений по программированию") дополнено задачами на применение машинной графики.

Для учащихся профтехучилищ. Может быть использовано широким кругом читателей, желающих овладеть приемами программирования.

Сборник задач и упражнений по программированию: В 5-ти кн.: Учебн.пособие для сред.ПТУ / Под ред. А.Я.Савельева. Кн.1 (для профессий машинострроения, приборостроения и связи) / Э.Н.Самохвалов, Ю.Н.Филиппович, Г.И.Ревунков. - М.: Высш.шк., 1986. - 78 с.

Cборники статей

Сборник статей аспирантов и студентов "Интеллектуальные технологии и системы"

Сборник статей аспирантов и студентов "Интеллектуальные технологии и системы"

Сборник “Интеллектуальные технологии и системы” — это аспирантский и студенческий сборник. Его идея понятна и проста: дать возможность аспирантам и студентам представить на суд читателей результаты своих теоретических и практических работ. Авторы сборника учатся и преподают на кафедре “Системы обработки информации и управления” (ИУ–5) МГТУ им.Н.Э.Баумана, специализируются в области проектирования интеллектуальных систем и технологий.

 

Язык. Сознание. Культура: Сборник материалов семинара по проблемам языкового сознания

Электронное издание — это пять сборников статей, выпушенных по материалам постоянно действующего семинара по проблемам языкового сознания, который работает с 1996 года в Институте языкознания РАН и Институте психологии РАН под руководством доктора филологических наук, профессора Н.В.Уфимцевой, при поддержке академика РАО, доктора психологических наук, профессора Т.Н.Ушаковой.

Сборники содержат статьи психологов, психолингвистов, лингвистов, лингвокультурологов и других специалистов, принявших участие в работе семинара. Статьи посвящены: теоретическим проблемам исследования языка, сознания и культуры; норме и патологии онтогенеза речи; этнокультурным исследованиям и ассоциативным словарям, а также тексту и экспериментальным методам изучения языкового сознания.


Научная школа для молодых ученых "Компьютерная графика и математическое моделирование (Visual Сomputing)": тезисы и доклады. М. - 2009 г. - 204 с. // доклады секции НОК CLAIM

Компания Softline провела с 26 по 30 октября 2009 в Москве Научную школу для молодежи «Компьютерная графика и математическое моделирование (Visual Computing)». В программу мероприятия были включены лекции и практические занятия ведущих НОК CLAIM, а также специальная секция, в рамках которой с докладами о своих научных работах и практических разработках выступили наши студенты и аспиранты.

Вестник МАК ИКТ

Вестник МАК ИКТ. Сборник статей. Выпуск 1 // Сост. и ред. Филиппович А.Ю., М.: ЭКОМ, 2010. – 80 с.: ил.

В июне 2010 г. вышел первый выпуск Вестника МАК ИКТ– официального информационного издания Мультивендорного и академического консорциума в области ИКТ, которое содержит наиболее интересные статьи, обзоры и другие материалы, опубликованные в 2009-2010 гг. на страницах специальной рубрики информационно-аналитического журнала «Качество образования» и других изданий. Издание предназначено для широкой аудитории читателей и прежде всего адресовано руководителям в сфере образования, преподавателям, студентам, менеджерам и методистам образовательных проектов ИКТ-вендоров, а также заинтересованным представителям работодателей.

Вестник информационных технологий в образовании

Сборник содержит: статьи, посвященные обсуждению учебно-методических проблем подготовки специалистов в области информационных образовательных технологий; документы эксперимента по специальности "Информационные технологии в образовании".

Сборник предназначен для педагогов и научных работников высшей школы, преподавателей дисциплин специальности «Информационные технологии в образовании», а также аспирантов и студентов, обучающихся по специальностям направлений: «Информатика и вычислительная техника» и «Информационные системы».

 

  • Тематические библиотеки:
    • Библиотека по Ситуационным центрам и смежным вопросам
      В настоящее время доступны две подборки статей: подборка 1, подборка 2.
    • Библиотека по Экспертным системам
    • Библиотека по Искусственному Интеллекту
    • Библиотека по Семиотике и Лингвистике
    • Библиотека по Психолингвистике
    • Библиотека по проблемам слуха

 © НОК CLAIM, 2006-2012. Замечания, вопросы и сведения об ошибках просим сообщать в форуме или присылать администратору сайта.

OZON.ru Rambler's Top100